Российский роговой оркестр: история и современность | Статьи

Российский роговой оркестр

11/05/2017

Утраченный жанр роговой музыки зародился в императорской России в середине 18 века. В каком виде сохранился и существует этот русский музыкальный жанр сейчас?

История

Роговая музыка берет свое начало в царствование Императрицы Елизаветы. Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен оберегермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, аналогов которой в мире никогда не существовало.

orkestr_06

Простая идея, согласовать по полутонам простые охотничьи рога, внезапно привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру рогового оркестра, напоминающее звучание органа поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать. В скором времени роговые оркестры стали широко популярны. При царском дворе было организовано два таких оркестра. Примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев и многие другие. «Барская забава» превратилась в искусство. С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты, всегда проходили с участием роговых оркестров.

Более 100 лет роговая музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для роговых коллективов наступило время забвения. За последние полтора века попытки возродить роговые оркестры предпринимались не раз, но не приводили к долговременному успеху. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант — один инструмент — одна нота», лежащий в основе исполнения роговой музыки, на практике оказывалось бесконечно сложно.

4e12e6b58cb23

Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон К.К. Штакельберг возродил роговой оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883 г.). Комплект инструментов, созданный по этому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга.

Прозвучал роговой оркестр также и на церемонии коронования Николая II, 14 мая 1896 г. Это были последние звуки роговой музыки… до начала 21 века.

Российский Роговой Оркестр

Роговой Оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании, отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение. Поэтому, Роговой Оркестр — яркий пример единства, где высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя во взаимодействии, служит зало-гом успеха всего коллектива.
По исследованиям, проведенным в 2009 году московским Научно-исследовательским центром музыкальной терапии и восстановительной технологии, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека.

snimok-ekrana-2017-05-11-v-15-55-23

В репертуаре оркестра произведения признанных классиков и современных композиторов. В виду технической сложности исполнения, разучивание одного произведения оркестром занимает от 3-х месяцев до года, но это не мешает музыкантам постоянно расширять список исполняемых произведений. За плечами оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевские залы Московского Кремля и Эрмитажа, Красная площадь в Москве. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, залы Московской и Санкт-Петербургской филармоний.

Оркестр многократно гастролировал в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Израиле, Польше, Белоруссии, Молдове, Армении, Бахрейне, Китае, США и, конечно, во многих регионах России.

Основатель и художественный руководитель коллектива — дирижер Сергей Поляничко.

В составе Российского Рогового Оркестра 20 музыкантов — студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории, многие из которых, лауреаты всероссийских и между-народных конкурсов.

В арсенале оркестра 96 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы, которые были изготовлены талантливым петербургским мастером. Секрет сплава и метод обжига инструментов — тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы.

Выступление рогового оркестра ‒ это особая магия, которая окунет вас в неповторимую атмосферу бескрайнего мира звуков. Если Вам будет интересно посетить концерт Рогового оркестра или организовать выступление на вашем мероприятии, пожалуйста, свяжитесь с нами!

 

Спасибо, что подписались на нашу рассылку!

Следите за нащими обновлениями в социальных сетях: